Штрих коды

штрих код

В 20-м веке с увеличением объема торговли возникла проблема учета продукции. С данной задачей довольно легко справлялись компьютеры, однако оставалась проблема ввода данных. Вручную вбивать большое количество цифровых и буквенных обозначений долго и не продуктивно и что более важно, при таком вводе допускалось огромное количество ошибок, примерно 1 процент.

Именно поэтому было решено автоматизировать данный процесс, используя сканеры. А в качестве «языка» ввода для сканеров была разработана специальная маркировка, получившая название – штрих код. При помощи светлых и темных полос были закодированы все возможные символы. Все это позволило, многократно повысить продуктивность процесса ввода, а также снизить количество ошибок до 0,000001 процента.

Применение данной технологий позволило предприятиям проводить точный и оперативный учет всей произведенной и реализованной продукции. Своевременно проводить анализ спроса на те, или иные товары, и принимать решения относительно сокращения и увеличения объемов выпуска/реализации.

Информация, содержащаяся в штрих коде.

Штрих код - шифрованная ссылка на производителя и наименование товара. В специальных программах с базами данных, формируется шифрованное изображение, куда заносятся: наименование компании, адрес, контактные данные, ФИО руководителя, наименование и специфика товара, количество продукции, вид упаковки и т.д.

Контрольная цифра в штрих коде.

Самая последняя цифра штрих кода называется контрольной, она введена для повышения точности операции штрихового кодирования. Данное число про помощи специального алгоритма рассчитывается на основании предыдущих символов и служит для подтверждения правильности считывания сканирующим устройством. Контрольная цифра обычно находится в конце кода. После того как сканер считает штрих код, программа вычисляет контрольную цифру и сравнивает ее с цифрой на штрих коде, при совпадении штрих код считается считанным верно, иначе выдается ошибка.

Алгоритм вычисления контрольной цифры в товарном штрих коде EAN-13.

кодирование продукции

Полный номер EAN-13: 467 622135 746 7

Шаг 1: Отбросить контрольный разряд (крайний справа).

467 622135 746

Шаг 2: Складываем разряды, стоящие на четных местах.

6+6+2+3+7+6=30

Шаг 3: Результат второго шага умножить на 3.

30х3=90

штрих коды

Шаг 4: Складываем разряды, стоящие на нечетных местах.

4+7+2+1+5+4=23

Шаг 5: Суммируем результаты 3-го и 4-го шага.

90+23=113

Шаг 6: В полученном числе вычитаем крайнюю справа цифру из 10.

10–3=7

Полученный результат и есть значение контрольной цифры.

Где лучше заказывать штрих коды?

В любой этикетке или упаковки штрих код считается главным рабочим инструментом. Его основная функция – это быть правильно считанным сканирующим устройством. Для этого он должен быть правильно, с учетом всех государственных стандартов, нанесен на этикетку или упаковку продукта.

Контроль над правильностью нанесения существуют специальные сервисные бюро. Там, по исходным данным изготавливается графика штрих кода, подбирается краска и оптимальное расположение на этикетке, осуществляется контроль кодирования штрих кода. Взаимодействие с сервисным бюро имеет еще одно, не маловажное преимущество, изготовленная графика остается у заказчика, и он уже сам может выбирать в какой типографии ему производить печать этикетки.

Правильное штрих кодирование продукции.

Процесс идентификации состоит в однозначном определении продукции по штрихованному коду. В связи с этим каждый продукт, имеющий хоть один отличительный признак от аналогов, должен имеет уникальный штрих код., чтобы однозначно определить по штриховому коду товар с его характеристиками. Поэтому, каждый товар, отличающийся от аналогичного хотя бы одним признаком или характеристикой должен иметь свой уникальный штрих код.

Нужно знать, что кодироваться должна не только единичная упаковка продукции, но и более крупные объемы, предназначенные для транспортировки. Такая тара обычно содержит несколько упаковок продукции и имеет свой собственный штрих код.

Значения разрядов в штрих коде.

1. Первые три цифры – код страны производителя (см. таблицу ниже).

2. Вторые четыре цифры – код производителя продукции.

3. Далее пять цифр – код товара.

4. Контрольная цифра

5. Знак товара изготовленного по лицензии.

Маркированные наклейки.

Бумажные или синтетические самоклеющиеся этикетки называются маркированные наклейки. Их целью является содержание технической информации о продукте: серийного номера, габаритных данных, штрих кода, знаков транспортировки.

Сканер для считывания штрих кода.

При выборе модели считывающего сканера важно четко понимать, штрих коды на какой продукции будут считываться, для этого можно ответить на три вопроса:

1. Возможно ли поднести товар к сканеру или же наоборот, удобнее/легче сканер подносить к продукции?

Если есть возможность, то подойдет обычный проводной сканер, если нет — берите сканер работающий по беспроводной связи.

2. Возможно ли вплотную, на расстояние мене 2 см, поднести сканер к считываемому коду?

Если есть возможность, то подойдет контактный сканер CCD, если нет —сканер с большим расстоянием считывания лазерный или CCD Long Range.

3. Какой интерфейс подключения для сканера?

Обычно все сканеры подключаются через USB, RS232 порты.

Выбор этикетки.

Как правильно выбрать этикетку, что бы ни переплачивать, и в тоже время она отвечала всем условиям? Все зависит от тех условий, в которых будет храниться ваш продукт. Если условия нормальные, без воздействия влаги, высоких температур, продукт не подвергается сильному трению, к тому же сам продукт быстро реализуется – то подойдет бумажная этикетка. Если же все эти условия не соблюдаются, то лучше выбрать этикетку изготавливаемую из синтетических материалов. Цена таких этикеток будет выше, однако они более стойкие и имею более сильные клеевые основы. В случае, когда на продукцию нельзя наклеить этикетку, то используется специальный ярлык, они так же бывают как синтетическими, так и бумажными.

Таблица кодов стран Международной ассоциации товарной нумерации EAN/UPC.

Префикс EAN

Наименование национальной организации-члена EAN International

Регион мира

000–139

UCC (U.S.A. & Canada)

США и Канада

200–299

In-store numbers

Внутренняя нумерация

300–379

GENCOD-EAN France

Франция

380

BCCI (Bulgaria)

Болгария

383

EAN Slovenia

Словения

385

EAN Croatia

Хорватия

387

EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina)

Босния-Герцеговина

400–440

CCG (Germany)

Германия

450–459

490–499

Distribution Code Center DCC (Japan)

Япония

460–469

UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation)

Россия

470

EAN Kyrgyzstan

Киргизия

471

EAN Taiwan

Тайвань

474

EAN Easti (Estonia)

Эстония

475

EAN Latvia

Латвия

476

EAN Azerbaijan

Азербайджан

477

EAN Lithuania

Литва

478

EAN Uzbekistan

Узбекистан

479

EAN Sri Lanka

Шри-Ланка

480

PANC (Philippines)

Филиппины

481

EAN Belarus

Беларусь

482

EAN Ukraine

Украина

484

EAN Moldova

Молдова

485

EAN Armenia

Армения

486

EAN Georgia

Грузия

487

EAN Kazakhstan

Казахстан

489

HKANA (Hong Kong)

Гонконг

500–509

E Centre UK

Великобритания

520

HELLCAN-EAN HELLAS (Greece)

Греция

528

EAN Lebanon

Ливан

529

EAN-Cyprus

Кипр

531

EAN-MAC (FYR Macedonia)

Македония

535

EAN Malta

Мальта

539

EAN Ireland

Ирландия

540–549

EAN Belgium.Luxembourg)

Бельгия, Люксембург

560

CODIPOR (Portugal)

Португалия

569

EAN-Iceland

Исландия

570–579

EAN Denmark

Дания

590

EAN Poland

Польша

594

EAN Romania

Румыния

599

EAN Hungary

Венгрия

600–601

EAN South Africa

Южная Африка

608

EAN Bahrain

Бахрейн

609

EAN Mauritius

Маврикий

611

EAN Maroc (Marocco)

Марокко

613

EAN Algeria

Алжир

616

EAN Kenya

Кения

619

Tunicode (Tunisia)

Тунис

621

EAN Syria

Сирия

622

EAN Egypt

Египет

624

EAN Libya

Ливия

625

EAN Jordan

Иордания

626

EAN Iran

Иран

627

EAN Kuwait

Кувейт

628

EAN Saudi Arabia

Саудовская Аравия

629

EAN Emirates

О.А.Э.

640–649

EAN Finland

Финляндия

690–695

Article Numbering Centre of China-ANCC (China)

Китай

700–709

EAN Norge (Norway)

Норвегия

729

Israel Bar Code AssociationEAN Israel

Израиль

730–739

EAN Sweden

Швеция

740

EAN Guatemala

Гватемала

741

EAN El Salvador

Сальвадор

742

ICCC Honduras

Гондурас

743

EAN Nikaragua

Никарагуа

744

EAN Costa Rica

Коста-Рика

745

EAN Panama

Панама

746

EAN Republica Dominicana

Доминиканская Республика

750

AMECE (Mexico)

Мексика

759

EAN Venezuela

Венесуэла

760–769

EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera)

Швейцария

770

IAC (Colombia)

Колумбия

773

EAN Uruguay

Уругвай

775

EAN Peru

Перу

777

EAN Bolivia

Боливия

779

CODIGO — EAN Argentina

Аргентина

780

EAN Chile

Чили

784

EAN Paraguay

Парагвай

786

ECOP (Ecuador)

Эквадор

789–790

EAN Brazil

Бразилия

800–839

INDICOD (Italy)

Италия

840–849

AECOC (Spain)

Испания

850

Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba)

Куба

858

EAN Slovakia

Словакия

859

EAN Czech

Чехия

860

EAN YU (Yugoslavia)

Югославия

867

EAN DPR Korea (North Korea)

Северная Корея

869

UCCE(Turkey)

Турция

870–879

EAN Nederland (Netherlands)

Нидерланды

880

EAN Korea (South Korea)

Южная Корея

885

EAN Thailand

Таиланд

888

SANC (Singapore)

Сингапур

890

EAN India

Индия

893

EAN Vietnam

Вьетнам

899

EAN Indonesia

Индонезия

900–919

EAN Austria

Австрия

930–939

EAN Australia

Австралия

940–949

EAN New Zeland

Новая Зеландия

955

EAN Malaysia

Малайзия

958

EAN Macau

Макао

977

Serial publications (ISSN)

Периодические издания, пресса

978

Books&Paperbacks (ISBN)

Книги

979

Books&Paperbacks (ISBN) & Printed Sheet Music (ISMN)

Книги и ноты

980

Refund receipts

Возвратные квитанции

981–982

Common Currency Coupons

Валютные купоны

990–999

Coupons

Купоны