Штрих коды
В 20-м веке с увеличением объема торговли возникла проблема учета продукции. С данной задачей довольно легко справлялись компьютеры, однако оставалась проблема ввода данных. Вручную вбивать большое количество цифровых и буквенных обозначений долго и не продуктивно и что более важно, при таком вводе допускалось огромное количество ошибок, примерно 1 процент.
Именно поэтому было решено автоматизировать данный процесс, используя сканеры. А в качестве «языка» ввода для сканеров была разработана специальная маркировка, получившая название – штрих код. При помощи светлых и темных полос были закодированы все возможные символы. Все это позволило, многократно повысить продуктивность процесса ввода, а также снизить количество ошибок до 0,000001 процента.
Применение данной технологий позволило предприятиям проводить точный и оперативный учет всей произведенной и реализованной продукции. Своевременно проводить анализ спроса на те, или иные товары, и принимать решения относительно сокращения и увеличения объемов выпуска/реализации.
Информация, содержащаяся в штрих коде.
Штрих код - шифрованная ссылка на производителя и наименование товара. В специальных программах с базами данных, формируется шифрованное изображение, куда заносятся: наименование компании, адрес, контактные данные, ФИО руководителя, наименование и специфика товара, количество продукции, вид упаковки и т.д.
Контрольная цифра в штрих коде.
Самая последняя цифра штрих кода называется контрольной, она введена для повышения точности операции штрихового кодирования. Данное число про помощи специального алгоритма рассчитывается на основании предыдущих символов и служит для подтверждения правильности считывания сканирующим устройством. Контрольная цифра обычно находится в конце кода. После того как сканер считает штрих код, программа вычисляет контрольную цифру и сравнивает ее с цифрой на штрих коде, при совпадении штрих код считается считанным верно, иначе выдается ошибка.
Алгоритм вычисления контрольной цифры в товарном штрих коде EAN-13.

Полный номер EAN-13: 467 622135 746 7
Шаг 1: Отбросить контрольный разряд (крайний справа).
467 622135 746
Шаг 2: Складываем разряды, стоящие на четных местах.
6+6+2+3+7+6=30
Шаг 3: Результат второго шага умножить на 3.
30х3=90

Шаг 4: Складываем разряды, стоящие на нечетных местах.
4+7+2+1+5+4=23
Шаг 5: Суммируем результаты 3-го и 4-го шага.
90+23=113
Шаг 6: В полученном числе вычитаем крайнюю справа цифру из 10.
10–3=7
Полученный результат и есть значение контрольной цифры.
Где лучше заказывать штрих коды?
В любой этикетке или упаковки штрих код считается главным рабочим инструментом. Его основная функция – это быть правильно считанным сканирующим устройством. Для этого он должен быть правильно, с учетом всех государственных стандартов, нанесен на этикетку или упаковку продукта.
Контроль над правильностью нанесения существуют специальные сервисные бюро. Там, по исходным данным изготавливается графика штрих кода, подбирается краска и оптимальное расположение на этикетке, осуществляется контроль кодирования штрих кода. Взаимодействие с сервисным бюро имеет еще одно, не маловажное преимущество, изготовленная графика остается у заказчика, и он уже сам может выбирать в какой типографии ему производить печать этикетки.
Правильное штрих кодирование продукции.
Процесс идентификации состоит в однозначном определении продукции по штрихованному коду. В связи с этим каждый продукт, имеющий хоть один отличительный признак от аналогов, должен имеет уникальный штрих код., чтобы однозначно определить по штриховому коду товар с его характеристиками. Поэтому, каждый товар, отличающийся от аналогичного хотя бы одним признаком или характеристикой должен иметь свой уникальный штрих код.
Нужно знать, что кодироваться должна не только единичная упаковка продукции, но и более крупные объемы, предназначенные для транспортировки. Такая тара обычно содержит несколько упаковок продукции и имеет свой собственный штрих код.
Значения разрядов в штрих коде.
1. Первые три цифры – код страны производителя (см. таблицу ниже).
2. Вторые четыре цифры – код производителя продукции.
3. Далее пять цифр – код товара.
4. Контрольная цифра
5. Знак товара изготовленного по лицензии.
Маркированные наклейки.
Бумажные или синтетические самоклеющиеся этикетки называются маркированные наклейки. Их целью является содержание технической информации о продукте: серийного номера, габаритных данных, штрих кода, знаков транспортировки.
Сканер для считывания штрих кода.
При выборе модели считывающего сканера важно четко понимать, штрих коды на какой продукции будут считываться, для этого можно ответить на три вопроса:
1. Возможно ли поднести товар к сканеру или же наоборот, удобнее/легче сканер подносить к продукции?
Если есть возможность, то подойдет обычный проводной сканер, если нет — берите сканер работающий по беспроводной связи.
2. Возможно ли вплотную, на расстояние мене 2 см, поднести сканер к считываемому коду?
Если есть возможность, то подойдет контактный сканер CCD, если нет —сканер с большим расстоянием считывания лазерный или CCD Long Range.
3. Какой интерфейс подключения для сканера?
Обычно все сканеры подключаются через USB, RS232 порты.
Выбор этикетки.
Как правильно выбрать этикетку, что бы ни переплачивать, и в тоже время она отвечала всем условиям? Все зависит от тех условий, в которых будет храниться ваш продукт. Если условия нормальные, без воздействия влаги, высоких температур, продукт не подвергается сильному трению, к тому же сам продукт быстро реализуется – то подойдет бумажная этикетка. Если же все эти условия не соблюдаются, то лучше выбрать этикетку изготавливаемую из синтетических материалов. Цена таких этикеток будет выше, однако они более стойкие и имею более сильные клеевые основы. В случае, когда на продукцию нельзя наклеить этикетку, то используется специальный ярлык, они так же бывают как синтетическими, так и бумажными.
Таблица кодов стран Международной ассоциации товарной нумерации EAN/UPC.
Префикс EAN |
Наименование национальной организации-члена EAN International |
Регион мира |
000–139 |
UCC (U.S.A. & Canada) |
США и Канада |
200–299 |
In-store numbers |
Внутренняя нумерация |
300–379 |
GENCOD-EAN France |
Франция |
380 |
BCCI (Bulgaria) |
Болгария |
383 |
EAN Slovenia |
Словения |
385 |
EAN Croatia |
Хорватия |
387 |
EAN-BIH (Bosnia-Herzegovina) |
Босния-Герцеговина |
400–440 |
CCG (Germany) |
Германия |
450–459 |
||
490–499 |
Distribution Code Center DCC (Japan) |
Япония |
460–469 |
UNISCAN / EAN RUSSIA (Russian Federation) |
Россия |
470 |
EAN Kyrgyzstan |
Киргизия |
471 |
EAN Taiwan |
Тайвань |
474 |
EAN Easti (Estonia) |
Эстония |
475 |
EAN Latvia |
Латвия |
476 |
EAN Azerbaijan |
Азербайджан |
477 |
EAN Lithuania |
Литва |
478 |
EAN Uzbekistan |
Узбекистан |
479 |
EAN Sri Lanka |
Шри-Ланка |
480 |
PANC (Philippines) |
Филиппины |
481 |
EAN Belarus |
Беларусь |
482 |
EAN Ukraine |
Украина |
484 |
EAN Moldova |
Молдова |
485 |
EAN Armenia |
Армения |
486 |
EAN Georgia |
Грузия |
487 |
EAN Kazakhstan |
Казахстан |
489 |
HKANA (Hong Kong) |
Гонконг |
500–509 |
E Centre UK |
Великобритания |
520 |
HELLCAN-EAN HELLAS (Greece) |
Греция |
528 |
EAN Lebanon |
Ливан |
529 |
EAN-Cyprus |
Кипр |
531 |
EAN-MAC (FYR Macedonia) |
Македония |
535 |
EAN Malta |
Мальта |
539 |
EAN Ireland |
Ирландия |
540–549 |
EAN Belgium.Luxembourg) |
Бельгия, Люксембург |
560 |
CODIPOR (Portugal) |
Португалия |
569 |
EAN-Iceland |
Исландия |
570–579 |
EAN Denmark |
Дания |
590 |
EAN Poland |
Польша |
594 |
EAN Romania |
Румыния |
599 |
EAN Hungary |
Венгрия |
600–601 |
EAN South Africa |
Южная Африка |
608 |
EAN Bahrain |
Бахрейн |
609 |
EAN Mauritius |
Маврикий |
611 |
EAN Maroc (Marocco) |
Марокко |
613 |
EAN Algeria |
Алжир |
616 |
EAN Kenya |
Кения |
619 |
Tunicode (Tunisia) |
Тунис |
621 |
EAN Syria |
Сирия |
622 |
EAN Egypt |
Египет |
624 |
EAN Libya |
Ливия |
625 |
EAN Jordan |
Иордания |
626 |
EAN Iran |
Иран |
627 |
EAN Kuwait |
Кувейт |
628 |
EAN Saudi Arabia |
Саудовская Аравия |
629 |
EAN Emirates |
О.А.Э. |
640–649 |
EAN Finland |
Финляндия |
690–695 |
Article Numbering Centre of China-ANCC (China) |
Китай |
700–709 |
EAN Norge (Norway) |
Норвегия |
729 |
Israel Bar Code AssociationEAN Israel |
Израиль |
730–739 |
EAN Sweden |
Швеция |
740 |
EAN Guatemala |
Гватемала |
741 |
EAN El Salvador |
Сальвадор |
742 |
ICCC Honduras |
Гондурас |
743 |
EAN Nikaragua |
Никарагуа |
744 |
EAN Costa Rica |
Коста-Рика |
745 |
EAN Panama |
Панама |
746 |
EAN Republica Dominicana |
Доминиканская Республика |
750 |
AMECE (Mexico) |
Мексика |
759 |
EAN Venezuela |
Венесуэла |
760–769 |
EAN (Schweiz, Suisse, Svizzera) |
Швейцария |
770 |
IAC (Colombia) |
Колумбия |
773 |
EAN Uruguay |
Уругвай |
775 |
EAN Peru |
Перу |
777 |
EAN Bolivia |
Боливия |
779 |
CODIGO — EAN Argentina |
Аргентина |
780 |
EAN Chile |
Чили |
784 |
EAN Paraguay |
Парагвай |
786 |
ECOP (Ecuador) |
Эквадор |
789–790 |
EAN Brazil |
Бразилия |
800–839 |
INDICOD (Italy) |
Италия |
840–849 |
AECOC (Spain) |
Испания |
850 |
Camera de Comercio de la Republica de Cuba (Cuba) |
Куба |
858 |
EAN Slovakia |
Словакия |
859 |
EAN Czech |
Чехия |
860 |
EAN YU (Yugoslavia) |
Югославия |
867 |
EAN DPR Korea (North Korea) |
Северная Корея |
869 |
UCCE(Turkey) |
Турция |
870–879 |
EAN Nederland (Netherlands) |
Нидерланды |
880 |
EAN Korea (South Korea) |
Южная Корея |
885 |
EAN Thailand |
Таиланд |
888 |
SANC (Singapore) |
Сингапур |
890 |
EAN India |
Индия |
893 |
EAN Vietnam |
Вьетнам |
899 |
EAN Indonesia |
Индонезия |
900–919 |
EAN Austria |
Австрия |
930–939 |
EAN Australia |
Австралия |
940–949 |
EAN New Zeland |
Новая Зеландия |
955 |
EAN Malaysia |
Малайзия |
958 |
EAN Macau |
Макао |
977 |
Serial publications (ISSN) |
Периодические издания, пресса |
978 |
Books&Paperbacks (ISBN) |
Книги |
979 |
Books&Paperbacks (ISBN) & Printed Sheet Music (ISMN) |
Книги и ноты |
980 |
Refund receipts |
Возвратные квитанции |
981–982 |
Common Currency Coupons |
Валютные купоны |
990–999 |
Coupons |
Купоны |